Белоусов А.В. Закон невырубаемости абсурда

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

Что наша жизнь? Абсурд... /А. Белоусов/

Меню

Пролог...
Карта сайта ...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

Это интересно:
Чудеса Казанского собора в Дивееве...


Александр Белоусов

§ 2. Закон невырубаемости абсурда


Белоусов А.В. Законы обращения абсурда. Продолжение.
Предыдущая часть расположена на странице § 1. Белоусов А.В. Закон вездесущности абсурда.

Формулировка: Абсурд, написанный пером, не вырубишь топором...

Довольно часто доказательством чего-либо является не конкретный факт и его толкование в ряду других фактов, а просто авторитет некоего мэтра. В таких случаях часто заявляют, что Тот-то и Тот-то считает так-то и так-то... и далее – не только топором, но и ацетиленовой горелкой не выжжешь (разве что попробовать точечные бомбардировки... водородными бомбами максимальной мощности?)

Вместе с тем давным-давно известно, что «только тот не ошибается, кто ничего не делает» и что «человеку свойственно ошибаться...» Как это ни покажется странным, но ошибаться (или заблуждаться) могут не только простые смертные, но и великие умы... Тем не менее, в науке вольно или невольно господствует, положение, при котором абсурдное мнение, высказанное специалистом, считающимся непререкаемым авторитетным, изначально не может быть абсурдом, а потому несмотря ни на что будет благополучно существовать и столь же благополучно совершенствоваться...

Оставим в стороне марксистко-ленинскую теорию, которая верна, потому что верна всегда... Для наглядности рассмотрим пример из «нейтральной» психологии...

В 1934 году один из классиков советской психологической школы Лев Семёнович Выготский в своей всемирно известной монографии «Мышление и речь» «доказал» революционное положение: «На основе эгоцентрической речи, отщепившейся от социальной, возникает затем внутренняя речь ребёнка, являющаяся основой его мышления...

Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней; вот почему она представляет такой огромный теоретический интерес. Вся схема принимает, следовательно, такой вид: социальная речь – эгоцентрическая речьвнутренняя речь» /3, 56 – 57/.

Переводим. Согласно теоретическим построениям классика советской психологии, ребёнок сначала овладевает диалогической формой речи (общение со взрослыми), затем – монологической формой речи, проявляющейся во время игр или при размышлении вслух. После чего последняя разновидность речи переходит во внутреннюю форму, которая и становится известным всем «орудием мышления». Налицо явная ситуация, когда телега оказывается впереди лошади. То есть малыш сначала разговаривает со взрослыми не думая (не думает, когда просится в туалет, не думает, когда клянчит конфету, когда просит есть или пить и т.п.). Потом в результате развития ребёнка одна разновидность внешней речи переходит в другую разновидность всё той же внешней речи. И только после этого на пороге школьного возраста внешняя речь трансформируется во внутреннюю, и ребёнок начинает думать (мыслить)...

Такой порядок формирования видов речи для нас является абсолютным абсурдом, который не может вырубить не только автор настоящих заметок , но, например, и довольно известный психолог, которого, правда, в настоящее время (в отличие от Л.С. Выготского) некоторые теоретики и практики считают мало актуальным... Так вот, неактуальный Теплов Борис Михайлович в ещё в 1947 году в своей работе «Психология музыкальных способностей» разъяснял: «Пока не создалось представления звука [a], представления, отражающего фонематическое своеобразие звука, но свободного от всех тех не относящихся к делу звуковых признаков, которыми необходимо отличается всякое конкретное произнесенное [a], до тех пор невозможно ни понимание речи, ни тем более активное владение ею...» /6, 169/.

То есть налицо совершенно противоположная точка зрения: Б.М. Теплов совершенно справедливо считает, что сначала происходит формирование представления, в том числе и представления звуковой оболочки слова (внутренняя речь) и только потом на основании ранее сформированного представления происходит внешнее действие (внешняя речь), а без того никакого активного владения внешней речью быть не может!


Результат действия Закона невырубаемости абсурда


Основоположник советской нейропсихологии А.Р. Лурия в 1982 году (через 35 лет после выхода в свет упомянутой работы Б.М. Теплова) в послесловии к новому изданию монографии Выготского разъясняет: «Настоящий том, как и предыдущий, даёт представление об общепсихологической теории Л.С. Выготского и включает в себя ряд произведений, образующих единую систему, в которых в ёмкой и выразительной форме содержатся основные общепсихологические идеи Выготского и результаты, полученные им в этой области. Сюда входит классическая монография Выготского «Мышление и речь».

«Мышление и речь», несомненно, один из главных трудов Выготского. Посвящённая проблеме соотношения мышления и речи, работа является важнейшим исследованием, развивающим основные положения той общей теории, которую создал Выготский… Экспериментальные данные Выготского прочно вошли в психологическую литературу… Эгоцентрическая речь с последующим переходом её во внутреннюю речь, говорит Выготский, означает не отмирание речи, а порождение новой формы речи...» /5, 466 – 475/.

То, что это совсем не единичное мнение, подтверждает ещё «более свежее» высказывание известного отечественного психолингвиста Е.С. Кубряковой, которая в 1991 году констатирует: «Школа Л.С. Выготского оставила после себя богатейшее наследство в освещении пути «от мысли к слову» и в выделении последовательных этапов; или стадий, в протекании речевой деятельности» /4, 24/. И далее: «Существенную часть развиваемой нами концепции составляет понятие «внутреннего слова», выдвинутое Л.С. Выготским...» /4, 24/.

Если всё изложенное не является явным примером невырубаемости абсурда, то чем же это всё является на самом деле??? /Более подробно данная проблема освещена в работе 2, с. 98 – 146/.

Единственно, что утешает в изложенной ситуации, так это то, что Великая Северная Держава не является той исключительной страной, в которой процветает:

Далее следует страница § 3. Белоусов А.В. Закон выбора абсурда.


Список использованной литературы

1. Белоусов А.В. Интерпретация проблемы возникновения внутренней речи в свете теоретической концепции Б.М. Теплова // Сборник материалов научно-практических конференций. «Тепловские чтения в Туле», посвящённой 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова (16 – 17 ноября 2011 года), и «Интонация как проблема музыкального искусства», посвящённой Дням Даргомыжского в Тульском колледже искусств (14 февраля 2012 года). / Редактор-составитель: Кудряшова И.А., зам. директора по научно-методической работе Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского; ответственный за выпуск: В.А. Зюкин, директор Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского. – Тула, 2012. – С. 72 – 77;
2. Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть 1. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.;
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 6 – 361;
4. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – 240 с.;
5. Лурия А.Р. Послесловие. // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 466 – 479;
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. – С. 42 – 222.





© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 16.10.2014. Последнее обновление 16.06.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна.

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru