Белоусов А.В. Полоса полифоничности

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит...» /Третий закон Чизхолма/

Меню

Пролог...
Карта сайта ...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

Это интересно:
Помощь от святых мощей преподобного Серафима Саровского...


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика

§ 14. Полоса полифоничности


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Эксплозивная аккомодация.

Эксплозивная аккомодация имеет множество разновидностей.

Но, прежде чем продолжить анализ данного комбинаторного фонетического процесса, необходимо ещё раз уточнить терминологию... Выражения «предшествующий согласный» и «последующий гласный» при описании полифонического звукового комплекса являются не совсем корректными... Нами уже рассмотрены случаи одновременной артикуляции звуков типа [П/А],* [Т/А], но так как согласный в данных образованиях во много раз менее продолжителен, чем гласный, и в подавляющем большинстве случаев значительно отличается от последнего в тембровом отношении, то создаётся иллюзия, что данные звуки произносятся последовательно, а не параллельно.

Для автора настоящей работы вполне очевидно, что не совсем корректно одну из двух одновременно артикулируемых фонетических единиц именовать «предшествующей», а другую – «последующей» только за то, что одна из них более продолжительна во времени звучания, а другая – менее продолжительна! Касаясь же всех вариантов «соседства» можно было бы использовать терминологию жильцов многоэтажного дома типа «сосед сверху» или «сосед снизу»... Но в полифоническом звуковом комплексе не совсем ясно: какой его член будет находиться сверху, а какой снизу...

Поэтому при описании эксплозивной аккомодации и полифонических комплексов мы будем употреблять термины сопутствующий гласный и сопутствующий согласный.

В акустическом аспекте
сопутствующий гласный – это гласный звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического звукового комплекса;
сопутствующий согласный – это согласный звук, входящий в структуру отдельно взятого полифонического звукового комплекса.

В артикуляционном аспекте
сопутствующая гласная – это гласная кинема, входящая в структуру кинемного образования, следствием реализации которого является возникновение полифонического звукового комплекса;
сопутствующая согласная – это согласная кинема, входящая в структуру кинемного образования, следствием реализации которого является возникновение полифонического звукового комплекса.

Однако бесспорно, что многие согласные опережают началом своей реализацией реализацию гласных, например, сочетание [С/А] (смотреть страницу Явная и скрытая полифония). В этом случае наложение кинем друг на друга, будет происходить на узком участке артикуляция, то есть опять же будет иметь место наложение, а не переход рекурсии согласной в экскурсию гласной. Автору настоящей работы совершенно очевидно, что структурные слои полифонического комплекса – разнотипны (имеют разную природу реализации), поэтому так же, как океанский лайнер не может столкнуться с городским троллейбусом, точно так же шум не может вступить в непосредственный контакт с голосом. Голос может менять свой тембр в зависимости от формы резонатора, в результате чего периодические колебания одного звука будут переходить только в периодические колебания другого. Шум также может менять тембр, который зависит от формы резонатора и способа звукообразования, в результате чего непериодические колебания одного звука будут переходить только в непериодические колебания другого.

Наш вывод:
Шум никоим образом не может переходить в вокальную составляющую (шум живёт своей жизнью), а вокальная составляющая никоим образом не может переходить в шум (вокальная составляющая живёт своей жизнью). При взаимодействии двух фонетических единиц минимально возможного членения речевого потока слои, его образующие, могут
а) опережать друг друга началом своей реализации, например, в сочетании [С/А] реализация шумовой составляющей согласного [С] опережает реализацию вокальной составляющей гласного [А];
б) реализовываться одновременно, например, в сочетании [П/А] на определённом этапе артикуляции шумовая составляющая согласного [П] и вокальная составляющая гласного [А] реализуются одновременно;
в) продолжать свою реализацию в том случае, когда другой слой прекращает это делать, например, в сочетании [П/А] после устранения полифонического компонента продолжается реализация вокальной составляющей гласного [А].

В § 10 нами выяснено, что фонетическая полифония может быть явной и скрытой. Вследствие чего возможны две разновидности эксплозивной аккомодации: по степени наложения компонентов звукового комплекса друг на друга данный вид комбинаторного фонетического процесса будет делиться на узкополосную аккомодацию и широкополосную аккомодацию.

Широкополосная эксплозивная аккомодация – разновидность комбинаторного фонетического процесса, в результате которого образуется полифонический комплекс с явной полифонией, например, [П/Ы Л], [П’/Ы Л] и т.п.
Узкополосная эксплозивная аккомодация – разновидность комбинаторного фонетического процесса, в результате которого образуется полифонический комплекс со скрытой полифонией, например, [С/А M], [С’/А M] и т.п.

* Примечание. Наклонная черта между звуками указывает на то, что данная пара фонетических единиц образует полифонический звуковой комплекс, члены которого реализуются параллельно...

Далее следует страница Полифония собственная и приобретённая.





© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 07.01.2015. Последнее обновдение 30.06.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна.

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru