Белоусов А.В. Полифония собственная и приобретённая

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одобрение, кому-то он обязательно не понравится /Чизхолм/

Меню

Пролог...
Карта сайта ...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Молитвы о здравии...
Музыка для баяна...


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика

§ 15. Полифония собственная и приобретённая


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Полоса полифоничности.

В музыковедении термин ПОЛИФОНИЯ означает: «...вид многоголосия, основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных голосов» /15, 224/. В языковой деятельности нам придётся иметь дело с двумя относительно самостоятельными «мелодическими линиями» (слоями речевого потока), которые далее мы будем именовать фонетическими голосами.

Фонетический голос – это слой речевого потока, элементы которого имеют общую природу реализации: либо периодические колебания, которые образуют вокальную составляющую речевого потока, либо непериодические колебания, которые образуют шумовую составляющую речевого потока.

Ранее нами уже отмечалось, что шум не может переходить в голос, а голос – в шум. Подобная независимость двух источников звукообразования друг от друга привела к тому, что в языковой деятельности имеет место большое количество звуков, в артикуляции которых одновременно присутствуют и шум, и голос.

Р. Якобсон, Г.М. Фант, М. Халле во «Введении в анализ речи» пишут: «Существуют два основных типа источников (звука – А.Б.) – периодические источники и источники шума. Периодический источник опознаётся по характерной гармонической структуре спектрограммы. Напротив, источник шума дает нерегулярное распределение энергии во временном измерении. При произнесении одной фонемы могут одновременно действовать источники обоих родов» /69, 174/.

И далее: «звонкие», или «гудящие» фонемы, такие, как /а b z v/, противопоставленные глухим, или «шипящим» фонемам, характеризуются наложением гармонического источника звука на источник шума, производящий глухие фонемы. Для звонких согласных это означает наличие двух одновременно действующих источников. В спектре звонких согласных имеются форманты, которые обусловлены наличием источника гармонических колебаний<...> 3вонкие фонемы образуются при сопутствующем колебании голосовых связок, а глухие – при отсутствии таких колебаний» /69, 181/.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в языковой деятельности, выражаясь терминологией, принятой в музыковедении, обычны случаи одновременного звучания двух фонетических голосов, образованных двумя источниками звука.

Первый – сонантный голос. «Латинское причастие sonans (род.п. sonantis) образовано от глагола sоnо – звучу, пою» /27, 111/. Сонантный голос реализуется при помощи голосовых связок.

Второй – консонантный голос. «Латинский глагол соnsопо означал «звучу вместе, согласно»...» /27, 111/. Данный голос состоит из шумов, в образовании которых связки не участвуют. Очевидно, что буквальное значение латинского «звучу вместе» в настоящей работе полностью подтверждается: согласный звук в полифоническом звуковом комплексе действительно звучит совместно с гласным.

Учитывая всё вышеизложенное, по количеству голосов мы разделим звуки речи на два типа: полифоничные звуки и монофоничные звуки.

Монофоничные (от греческого mono, monos – «один») – это такие звуки, в реализации которых, участвует один источник звукообразования и которые импликативно состоят из одного фонетического голоса (из одного акустического слоя). Подобными лингвистическими единицами являются гласные и глухие согласные.

Полифоничные – это такие звуки, в реализации которых участвуют два источника звукообразования и которые импликативно состоят из двух фонетических голосов (из двух акустических слоёв). К ним относятся звонкие шумные и сонорные согласные.

Дальнейшее исследования явления фонетической полифонии обнаруживает, что она бывает двух видов, которые мы будем именовать собственной полифонией и приобретённой полифонией.

Собственная полифония – это многослойность речевого потока, имеющая место при реализации единичных звуков речи, в реализации которых участвуют два источника звукообразования. Например, звуки [В], [Д] – полифоничные. В акустическом аспекте они состоят из двух фонетических голосов и при этом обладают собственной полифонией. Всё это легко можно пронаблюдать при изолированном их произнесении.

Приобретённая полифония – это многослойность речевого потока, которая наблюдается при сочетании двух сопутствующих друг другу звуков речи. Например, звуки [П] и [А] сами по себе монофоничны, однако сочетание [П/А] является уже полифоническим образованием, в котором имеет место наложение артикуляции одной кинемы на другую, и как следствие наложение звучания одного звука на другой.

Всё изложенное в настоящем параграфе не только реально наблюдается в процессе речевой деятельности, но и подтверждается различными публикациями экспериментальных данных, выводы из которых теоретическая фонетика делает совершенно противоположные тому, о чём свидетельствую эти самые данные...

Примечание. Монофоничным звукам импликативно соответствуют однофокусные кинемы, полифоничным звукам импликативно соответствуют двухфокусные кинемы.

Далее следует страница Ассимилятивная эксплозивная аккомодация.





© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 08.01.2015. Последнее обновление 30.06.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна.

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru