Ассимиляция по веляризации-палатализации (твёрдости-мягкости)

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Оптимиста хорошей вестью не удивишь...» /Койт – Мэрфи/

Меню

Пролог...
Карта сайта ...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

Это интересно:
Помощь от святых мощей преподобного Серафима Саровского...


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика

§ 22 Ассимиляция по веляризации-палатализации (твёрдости-мягкости)


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Виды ассимиляции.

В плане порождения речи (артикуляционный аспект речевой деятельности)
ассимиляция по веляризации – это вид комбинаторного фонетического процесса, члены которого уподобляются друг другу по артикуляционному признаку, именуемому веляризацией;
ассимиляция по палатализации – это вид комбинаторного фонетического процесса, члены которого уподобляются друг другу по артикуляционному признаку, именуемому палатализацией.

Результатом ассимиляции по веляризации-палатализации является образование линейного комплекса кинем, члены которого объединены одним и тем же компонентом артикуляции: это либо палатализация, либо веляризация согласных.

А.А. Реформатский:
«Палатализация – от латинского palatum – «нёбо»...
Палатализация – это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъём средней части языка к твёрдому нёбу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум...
Веляризация – от латинского velum palati– «парус нёба», «нёбная занавеска»...
Веляризация – это дополнительный подъём задней части языка к мягкому нёбу, что резко повышает характерный тон и шум...
Так, в русском языке «мягкое» [Л] в слове ЛЮК, МЕЛЬ палатализовано, а «твёрдое» [Л] в словах ЛУК, МЕЛ веляризовано, что создаёт резкий контраст на слух этих двух Л...» /47, 176/.

В плане восприятия речи (акустическом аспект речевой деятельности)
ассимиляция по твёрдости – это вид комбинаторного фонетического процесса, члены которого уподобляются друг другу по акустическому признаку, именуемому твёрдостью согласного звука.
ассимиляция по мягкости – это вид комбинаторного фонетического процесса, члены которого уподобляются друг другу по акустическому признаку, именуемому мягкостью согласного звука;

Результатом ассимиляции по твёрдости-мягкости является образование линейного звукового комплекса, члены которого объединены на основании общего качества звучания: это либо твёрдость согласных, либо мягкость согласных.
Твёрдость согласного – это признак звука речи, импликативно зависимый от признака веляризации соответствующей кинемы.
Мягкость согласного – это признак звука речи, импликативно зависимый от признака палатализации соответствующей кинемы.

Как мы уже писали в предыдущем параграфе, каждый вид ассимиляции имеет свои особенности функционирования.

О мягкости-твёрдости согласных известный советский лингвист Р.И. Аванесов пишет следующее: «Следует иметь в виду<...> что степень смягчения согласных перед мягкими согласными может быть весьма различной: кроме твёрдых или мягких согласных, могут произноситься согласные с той или иной степенью мягкости, т.е. не вполне твёрдые или не вполне мягкие (полумягкие или полутвёрдые), в отношении которых трудно решить, относятся ли они к твёрдым или к мягким» /4, 145/!!!

Например, в случае СОН – СОНЛИВЫЙ могут иметь место различные варианты произношения:
СО [Н Л’] ИВЫЙ, где [Н] – твёрдый.
СО [Н· Л’] ИВЫЙ, где [Н· ] – полумягкий (в отношении которого трудно решить, «относится ли он к твёрдым или к мягким» /4, 145/.
СО [Н’ Л’] ИВЫЙ, где [Н’] является мягким сонорным согласным.

Исходя из вышеприведённого утверждения Р.И. Аванесова можно сделать совершенно однозначный вывод, что если в случае СО [Н’ Л’] ИВЫЙ имеет место полное уподобление согласных по мягкости, то в случае СО [Н· Л’] ИВЫЙ будет иметь место неполное уподобление по данному компоненту артикуляции.

Учитывая всё изложенное, можно сделать следующие выводы:
В артикуляторике (так мы далее будем именовать артикуляционный аспект фонетики) возможны три разновидности ассимиляции по веляризации-палатализации:
1) полная ассимиляция по палатализации – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя палатализованными согласными кинемами;
2) неполная ассимиляция по палатализации – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя членами, один из которых будет палатализованной согласной кинемой, а другой – частично палатализованной согласной кинемой;
3) полная ассимиляция по веляризации – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя веляризованными согласными кинемами.

В акустическом аспекте фонетики импликативно возможны три разновидности ассимиляции по твёрдости-мягкости:
1) полная ассимиляция по мягкости – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя мягкими согласными звуками;
2) неполная ассимиляция по мягкости – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя согласными звуками, один из которых будет полумягким, а другой – мягким;
3) полная ассимиляция по твёрдости – разновидность комбинаторного фонетического процесса, результат которого представлен двумя твёрдыми согласными звуками.

Продолжение следует...





© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 24.10.2015. Последнее обновление 02.07.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна.

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru