Белоусов А.В. К вопросу о фонетических единицах

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна» /Закон ненадежности Джилба/


Меню

Пролог...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах Александра Белоусова...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Карта сайта ...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...

Поиск по сайту:




ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Молитвы о здравии
- Музыка для баяна


§ 5. К вопросу о фонетических единицах


Белоусов А.В. «Неевклидова» фонетика. Продолжение.
Предыдущая страница Фонетическая полифония.

Одной из самых загадочных единиц современного языкознания является фонема. На протяжении не одного столетие выдающиеся учёные-языковеды (молодые гении и аксакалы науки) пытались выяснить, что же это такое? Однако, несмотря на оптимизм многочисленных публикаций, никакой ясности в фундаментальной науке по этой проблеме в обозримом будущем, как нам представляется, пока даже не предвидится!

Более того. Каждая новая публикация по фонологии вместо того, чтобы устранить противоречивость теории в данном вопросе, лишь делает её всё более и более запутанной. Теоретическая неопределённость, сложившаяся вокруг фонемы, стопроцентно подтверждает справедливость Шестого закона Паркинсона, который гласит: «Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов...», а также – теории Эддингтона, которая имеет следующую формулировку: «Число гипотез, объясняющих данное явление, обратно пропорционально объему знаний о нем...»

Для автора настоящей работы очевидно, что дальнейшее углубление в эту бездонную сферу будет ни чем иным, как уходом в сторону от генеральной линии нашего фонетического расследования. Поэтому нам хотелось бы применить «соломоново решение», то есть уйти в сторону от проблем, связанных с так называемой фонемой... В дальнейшем мы постараемся по мере возможности обходить те подводные камни и острые углы, которые заложила фонология в основание современного языкознания... (Всех тех, кого волнует выяснение сути понятия фонема, мы отсылает к монографии А.В. Белоусова «Основы единой теории мышления», где на протяжении практически всех 864 страниц разъясняется ущербность современных представлений об этой заколдованной лингвистической единице...)

При всём при том считается, что в отличие от фонемы, со звуками речи дела обстоят «более благополучно». А потому ни в экспериментальной, ни в инструментальной, ни в теоретической, ни в прикладной фонетике, изучающей эти так называемые звуки никаких глобальных проблем не существует!!! Однако и подобная «теоретическая определённость», и подобная теоретическая успокоенность – мнимая (это спокойствие страуса, спрятавшего голову в песок).

Очередная проблема современного языкознания заключается в следующем... Существуют две классификации того, что практически все научные издания именуют звуками речи: первая получила название акустическая классификация звуков речи, вторая – артикуляционная классификация звуков речи.

Вместе с этим разные науки (физика, акустика, теория музыки, психология и т.п.) выявили у звука четыре физические характеристики: частоту колебаний, амплитуду колебаний, продолжительность колебаний во времени и наличие вторичных колебаний основного тона... Всем названным физическим характеристикам звука соответствуют их субъективные восприятия, которые имеют уже совсем иные наименования: высота звука, громкость звука, длительность звука и тембр звука. Ничего другого современная наука в характеристике звука пока не нашла.

Всё вышеперечисленное касается науки в целом! В лингвистике же всё обстоит странным и даже невероятно странным образом. В ней именуется звуком то, что на самом деле звуком не является и быть совершенно не может. Всё это относится к так называемой артикуляционной классификации ЗВУКОВ РЕЧИ! В частности, к характеристикам звуков речи современная фонетика относит подъём языка, округлость губ и т.п. Однако в том числе и эти элементы артикуляции никакого отношения к звуку не имеют!!!

Пытаемся разъяснить:
«...подъём языка не входит в структуру известных свойств звука: данное положение артикуляционного аппарата не является ни высотой, ни громкостью, ни тембром, ни длительностью звука!!!
Параллельно этому подъём языка не входит в структуру физических характеристик звука: данное положение артикуляционного аппарата не является ни частотой колебаний, ни их амплитудой, ни вторичными колебаниями основного тона, ни продолжительностью звучания во времени!!!
Проще говоря, любое положение артикуляционного аппарата – ЭТО НЕ ЗВУК!» Это совсем не звук!!! /75/

Кроме того единицы порождения акустической формы речи и единицы восприятия акустической формы речи имеют разную материальную основу (входят в структуру абсолютно разных систем-носителей языковой информации: в одном случае – это положения артикуляционного аппарата, в другом – восприятия механических колебаний окружающей среды. Вследствие этого единицы порождения и единицы восприятия речи состоят из принципиально разных составляющих их элементов, включая различительные признаки. В результате этого же механизмы порождения речи принципиально отличаются от механизмов восприятия речи: вспомним, например, о существовании центра Брока и центра Вернике...

Любому не зомбированному авторитетными изданиями и громкими именами человеку должно быть ясно, что если некая лингвистическая единица ни коим образом не является звуком, то одновременно с этим она не может быть и звуком речи!!!

В нашей концепции положения артикуляционного аппарата образуют лингвистическую единицу, которую мы именуем кинемой.

«Кинема – языковая единица, представляющая собой сочетание элементов, в основу которых положены фиксированные и динамические положения (движения) артикуляционного аппарата, и предназначенная для создания условий, в которых осуществляются колебания окружающей среды, воспринимаемые носителями языка как звук речи...» /75/.

Таким образом, кинема и звук речи – принципиально разные лингвистические единицы. Однако, несмотря на вышеизложенное их принципиальное различие, данные единицы представляют собой «неразлучную парочку», связанную импликативными отношениями: наличие определённой кинемы ведёт к образованию звука речи соответствующего качества. И наоборот: наличие определённого звука речи определённого качества свидетельствует о наличии сопутствующей данному звуку кинеме. (Ну, почти как у Маяковского: «Партия и Ленин – близнецы-братья – кто более матери-истории ценен? мы говорим Ленин, подразумеваем – партия, мы говорим партия – подразумеваем Ленин...»)

Отсюда, если мы ведём речь о качествах звука речи, то косвенно подразумеваем и наличие соответствующих качеств, присущих сопутствующей данному звуку кинеме. И наоборот: если мы ведём речь о качествах кинемы, то косвенно подразумеваем наличие соответствующих качеств, присущих сопутствующему ей звуку речи.

Несмотря на принципиальное различие между кинемами и звуками речи, все они будут входить в структуру фонетических единиц.

Фонетические единицы – это обобщённое название единиц, используемых при функционировании акустической формы речи. Фонетические единицы имеют иерархическое строение. В основе каждой иерархической пирамиды в каждой системе-носителе языковой информации лежат единицы минимального членения речевого потока. В случае порождение речи это будут кинемы. В случае восприятия – это звуки речи.

Примечание 1. В широком смысле фонетическими единицами являются не только кинемы и импликативные им звуки речи, но и фонетические слоги, и фонетические слова... Однако именно в данной работе, ведя речь о фонетических единицах (если не будет иных уточнений), мы будем иметь в виду именно кинемы и звуки речи.

Примечание 2. Так как кинемы и звуки речи являются принципиально отличными друг от друга единицами, то логично было бы для их обозначения ввести в транскрипцию и различные символы. Однако в данной работе для обозначения и первых, и вторых мы будем использовать традиционные квадратные скобки. Уточнение же значения символа будет содержаться в самом тексте высказывания, например, в артикуляционном аспекте слог [ПА] состоит из двух кинем...

Примечание 3. Позже мы будем неоднократно возвращаться к различным аспетам роли кинем, звуков речи и фонем в языковой системе...

«Неевклидова» фонетика: Список использованной литературы.

Далее следует страница Первое доказательство наличия фонетической полифонии в речевой деятельности.





© Белоусов А.В., 2007 – 2020: Страница создана 05.01.2015. Последнее обновление 04.11.2020. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна

Рейтинг@Mail.ru