Белоусов А. К 70-летию композитора Владимира Фоменко

Александр Белоусов

Альтернативная психология

семиотика, лингвистика

«Не бойтесь изобрести велосипед. Бойтесь вообще ничего не изобрести…» /Неизвестный автор/

Меню

Пролог...
Карта сайта ...
Презентация монографии Александра Белоусова «Основы единой теории мышления»...
Основные положения «Основ единой теории мышления»...
Фрагменты «Основ единой теории мышления»...
Оглавление «Основ единой теории мышления»...
Теории, коррелирующие с «Основами единой теории мышления»...
«Неевклидова» фонетика...
Избранные статьи...
Отзывы о работах Александра Белоусова...
Биография Александра Белоусова...
Список публикаций Александра Белоусова...
Публикации об Александре Белоусове...
Александр Белоусов: Страницы в Интернете...
Биографический словарь: Избранные автографы...
Из семейного фотоархива...
Приобретение книги...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...

Поиск по сайту:




Белоусов А. К 70-летию композитора Владимира Фоменко

«Он просто пишет хорошую музыку...»


Обложка альманаха «На лирической волне». Выпуск 4. 2019 год9 год: http://bav005.ru/В 2018 году исполнилось 70 лет со дня рождения тульского композитора, аранжировщика, джазового импровизатора, преподавателя класса баяна и аккордеона Владимира Михайловича Фоменко. В конце 70-х годов имя этого талантливого тульского музыканта буквально ворвалось в музыкальную жизнь старинного города оружейников. Этому способствовало несколько обстоятельств.

Во-первых, тогда была совсем другая «эпоха»: в те далёкие времена и со сцен концертных залов, и с телеэкранов во время выступления певцов и музыкантов объявлялись имена и фамилии авторов, причастных к появлению на свет исполняемого произведения. У всех (даже далёких от музыки людей) было на слуху, например, такое: музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского, исполняет Муслим Магомаев... Причём имя композитора неизменно стояло на первом месте. В наше – продвинутое – время за редкими исключениями всё происходит совсем иначе... В Туле же в семидесятые годы очень часто во время концертов звучало имя молодого выпускника Казанской государственной консерватории Владимира Фоменко.

Во-вторых, Владимир Михайлович писал музыку для самых различных музыкальных инструментов: для виолончели, для духовых, для фортепиано, для струнных народных инструментов и, конечно, для баяна и аккордеона. Многие солисты, детские и студенческие оркестры, ансамбли различных составов исполняли произведения и аранжировки, сделанные Владимиром Фоменко.

В-третьих, он просто писал (и пишет!) хорошую музыку...

Надо заметить, что все баянисты нашего региона всегда знали друг друга в лицо, всегда относились друг к другу очень уважительно и постоянно общались между собой на концертах во время антрактов, на различных методических и досуговых мероприятиях. Примерно, с таких общений и началось моё знакомство с Владимиром Михайловичем...

Лет тридцать назад меня по-настоящему потряс областной методический семинар по джазовой импровизации, который проводил для преподавателей ДМШ нашего региона лауреат джазовых конкурсов и фестивалей преподаватель Тульского музыкального училища им. А. С. Даргомыжского В.М. Фоменко. Семинар проходил в Концертном зале Привокзальной детской музыкальной школы (в настоящее время – ДШИ имени Г. Г. Галынина). Владимир Михайлович сделал небольшое методическое сообщение. Затем познакомил собравшихся с основными средствами выразительности, которыми пользуются джазовые импровизаторы: показал соответствующие аккорды, характерные джазовые ритмы, принципы построения отдельных вариаций и джазовых композиций в целом. После чего на конкретном примере стал демонстрировать изложенные им теоретические положения. Буквально по полочкам он разложил мелодию известной детской песенки «Ёлочка».

- Ну а теперь послушайте, что у нас с вами получилось, – сказал В. Фоменко и начал свою импровизацию с одноголосного изложения темы. Потом к основной мелодии он добавил второй голос. Затем, с каждым проведением темы, усложнял фактуру и ритмы. Аккордовые последовательности сменяли россыпи джазовых вариаций. В финале этой детской песенки на слушателей обрушилась лавина сходящихся и расходящихся параллельных октав. Зал буквально взорвался аплодисментами!

- А сейчас я буду импровизировать на любую предложенную вами тему, – продолжил Владимир Михайлович.

Присутствующие наперебой стали предлагать ему для импровизации хорошо известные мелодии. Каждая исполненная им композиция заканчивалась бурными аплодисментами. Тогда у слушателей семинара появилось сомнение, а быть может он заранее выучил свои вариации на популярные хиты? Тогда ему стали предлагать для импровизации малоизвестные темы из репертуара западных исполнителей, но эффект был столь же потрясающим. Ни с чем подобным никогда (ни раньше, ни позже) я не встречался...

Потом мы начали общаться с Владимиром Михайловичем не только как народник с народником, но и как композитор с композитором. Некоторое время мы работали вместе в ТОДМШ (впоследствии получившей имя Г.3. Райхеля), где Владимир Фоменко в рамках предмета по выбору вёл уроки композиции у наиболее способных учащихся. С 1999 по 2010 год мы вместе преподавали в ТКИ имкни А.С. Даргомыжского. Он всегда был готов дать мне совет по вопросам композиции или инструментовки...

Все его ученики (включая известного певца и актёра Алексея Воробьёва) во время учебного процесса разучивали сочинения Владимира Михайловича и впоследствии исполняли их на различных концертах. А некоторые его студенты (например, Екатерина Ефимова), исполняя написанные им композиции, становились лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Особой вехой в творчестве В. Фоменко стало написание ряда пьес в качестве обязательных произведений для Международного конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне им. Н.И. Белобородова. Благодаря чему многие его сочинения, такие как «Скерцо», «Тарантелла», «Игривый котёнок», «Весёлый музыкант» и другие прочно вошли в «золотой фонд» педагогического репертуара учащихся ДМШ и ДШИ, студентов музыкальных колледжей России, Беларуси и других стран ближнего зарубежья.

А потом, была знаменитая «Минута славы»... Максима Токаева. Довольно долго с экранов телевизора не сходило имя «звёздного мальчика»: звучали различные телеинтервью и выступления юного аккордеониста. Певец Николай Басков во время очередного шоу подарил Максиму аккордеон. И никто даже вскользь не упомянул, что победитель «Минуты славы» в финале телепроекта исполнял пьесу «В стиле регтайм», написанную Владимиром Фоменко... Не удивительно. В это время Россия уже вступила в новую «эпоху»...

В свои 70 лет Владимир Михайлович продолжает активную творческую деятельность: сочиняет новую музыку, издаёт нотные сборники, выступает на различных концертах.

Желаем члену союзов композиторов России и Москвы, почётному члену региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов» Владимиру Фоменко долголетия и дальнейших творческих успехов.

Дополнительные сведения об этом известном тульском музыканте (биография, ноты сочинений, аудиозаписи произведений) можно узнать на странице: http://a-v-belousov.narod.ru/index47.htm

Александр Белоусов,
преподаватель класса баяна ДШИ № 1 города Тулы,
председатель РОО «Объединение тульских композиторов»

Источник информации: Белоусов А. Он просто пишет хорошую музыку... К 70-летию композитора Владимира Фоменко // На лирической волне. Региональный музыкально-литературный альманах. Выпуск 4. – Тула: Изд-во «Аквариус», 2019. – С. 3 – 4.

На фото обложка музыкально-литературного альманаха «На лирической волне». Выпуск 4.





© Белоусов А.В., 2007 – 2019: Страница создана 18.08.2019. Последнее обновление 19.08.2019. При использовании материалов сайта ссылка на http://bav005.ru/ обязательна.

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru